Второй год в нашей школе существует агрокласс. Почему и для чего возникла идея
его открытия? Что же такое агрокласс? Ответы простые и вместе с тем имеют глубокий смысл.
Цель создания – повысить престиж сельскохозяйственных профессий среди учащихся
и помочь им приобрести необходимые знания для самоопределения и осознанного выбора будущей профессии, связанной с сельским хозяйством. Учреждение образования находится в сельской местности и именно в сельской школе необходимо формировать у обучающихся такой интерес,
так как многие из них уже с детства знакомы с сельской жизнью и производством. Сегодня очень важно понимать, что такие классы не просто знакомят учащихся с современными технологиями производства сельскохояйственной продукции, но и помогают формировать необходимые в данном направлении умения и навыки, а также знания о назначении сущности перспективы развития аграрного хозяйства и сельскохозяйственных профессий, взглянуть на агропромышленный комплекс по-новому, как закономерный ход развития и острая заинтересованность в квалификационных кадрах.
Агрокласс – это комплексное обучение учащихся X-XI классов по специально созданному факультативному курсу «Введение в аграрные профессии» с изучением отдельных предметов
на повышенном уровне. Программа агрокласса рассчитана на 2 года обучения. Функционировать класс может только при условии, если его учащимися выразят желание стать не менее трех человек
в сельской школе, отметки по профильным предметам должны быть не ниже 6 баллов, а средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов. Кроме того, у учащихся, окончивших агрокласс есть некоторые преимущества: при поступлении в учреждения высшего образования сельскохозяйственной направленности они могут поступить без экзаменов,
по результатам собеседования. Для этого им необходимо иметь в аттестате отметки по профильным предметам не ниже 7 и заручиться целевым направлением. Но стоит помнить, что «целевое» предусматривает 5 лет отработки по распределению после окончания учреждения высшего образования и три года – после колледжа.
Занимаются в агроклассе четверо учащихся XI класса, три девочки и один мальчик.
На повышенном уровне они изучают биологию и белорусский язык, а по субботам посещают факультативные занятия «Введение в аграрные профессии».
На наш взгляд, особенностью этого факультатива является ориентированность учащихся
на осознанное развитие личности в период выбора профессии, формирование у них представления
о своей будущей трудовой деятельности.
Проведение таких занятий позволяет ознакомить учащихся с государственной политикой развития агропромышленного комплекса страны, с технологиями производства сельскохозяйственной продукции, способствует приобщению учащихся к будущей деятельности
в аграрном секторе, дает возможность проводить первичную самодиагностику своих способностей
и определиться с правильностью выбора дальнейшего обучения, кроме того, способствует формированию у учащихся интереса к аграрным профессиям, их назначении, сущности, перспективах развития, получению необходимых знаний об уровне технического и энергетического обеспечения сельскохозяйственного производства, о многообразии сельскохозяйственных растений
и животных.
Содержательное поле факультативных занятий «Введение в аграрные профессии» структурировано в два блока, каждый из которых состоит из четырех модулей. Первый блок посвящен введению в аграрное производство, второй блок охватывает вопросы аграрного производства.
Учебная программа рассчитана на 140 часов. В X классе предполагается параллельное освоение содержания введения, социально-гуманитарной составляющей и первого блока; в XI классе – освоение содержания второго блока и подготовка итоговой работы. В программе факультативных занятий предусмотрены практические занятия, которые предполагают проведение семинаров, экскурсий, выездных занятий с целью закрепления полученных знаний на практике и знакомства
с организацией аграрного производства.
Занятия факультатива учащиеся посещают с интересом. Он интересен тем, что на одном занятии изучается теория, а другое посвящено отработке практических навыков. Ребята знакомятся
с основами сельского хозяйства, передовыми агротехнологиями и современной техникой. Причем
в работе с учащимися используются различные формы занятий: дискуссии, деловые игры, творческие задания. Кстати, в этом учебном году учащиеся аграрного класса планируют заняться проектом «Виды рыб для разведения в искусственных водоемах» и представить эту работу на научно-практической конференции.
С целью профориентации учащиеся аграрного класса посетили КСУП «Валевачи». Побывали на зерноскладе и увидели зерносушильный комплекс. Особый интерес у ребят возник при посещении фермы с содержаниемкрупного рогатого скота,посмотрели маленьких телят. Благоприятные условия труда, достойный уровень заработной платы во многом определяют высокую производительность труда на комплексе, а также экономическую составляющую производства молока.
Познакомившись с профессией мастер производства цельномолочной и кисломолочной продукции при изучении темы «Биологические катализаторы», учащиеся на факультативном занятии приступили к выполнению практической работы по определению активности ферментов в тканях растений и животных.
После изучения теоретической базы по теме «органические вещества» учащиеся приступили
к выполнению практической работы, в ходе которой с помощью йода доказали наличие углеводов
в хлебобулочных изделиях.
Больший интерес вызвала работа по определению состава тканей. Работали с натуральными
и искусственными образцами. В ходе проведения экспериментов, учащиеся ещё раз убедились,
что лучшими являются натуральные ткани.
При изучении темы «Породы кроликов и пушных зверей, разводимые в Беларуси» учащиеся агрокласса смогли виртуально познакомиться с пушными животными.
Одним из первых видов деятельности, который освоил древний человек, является собирательство. Обитатели Древнего мира со временем стали использовать растения не только
в пищу, но и в лечебных целях. Так, описания некоторых их лекарственных свойств можно найти
в книгах, посвящённых изучению древнеиндийской медицинской системе «Аюрведа».
Вот и учащиеся аграрной группы на факультативных занятиях знакомились с лекарственными растениями. Самым сложным этапом изучения темы оказалась работа с определителями лекарственных растений. Ведь изучения теории без практики – это только половина усвоенных знаний. Было интересно выслушать знания ребят по данной теме, так как многие для лечения
и поддержания иммунитета используют лекарственные растения нашего региона (малина, земляника, шиповник).
Все факультативные занятия в группе аграрной направленности построены таким образом, что после изучения теории всегда отрабатывается практическая часть. Учащиеся с интересом изучали овощные культуры, клубнеплоды.
Объяснив учащимся основные направления работы факультативных занятий «Введение
в аграрные профессии» учитель с учащимися приступили к выполнению первой практической работы по теме «Изучение флоры нашего региона». На занятии ребята работали с новыми гербарными образцами, что способствовало повышению интереса к изучаемой теме. При выполнении работы учащиеся повторили все жизненные формы растений и изучили виды растений произрастающих в нашем регионе.
Кому как не мальчишкам знать виды и устройство различных видов техники. На одном
из факультативных занятий Ковалевич Ширхан подробно и увлечённо рассказал: кто и когда стоял
у истоков создания первого трактора; для чего применяются тракторы в сельском хозяйстве; назвал классификацию тракторов; подготовил презентацию «Основные модели тракторов «Беларус».
После его рассказа даже у девочек появилось желание покататься на тракторе «Беларус».
А Гермель Мария подробно презентовала профессию зооветеринара.
Изучая раздел «Экология агропромышленного комплекса» учащиеся Колодич Вероника
и Кононова Ульяна презентовали свой опыт по теме «Гуманное отношение и комфортное содержание животных». Вероника рассказала, что на данный момент, почти каждая семья в агрогородке Валевачи содержит домашних животных. У кого-то есть рыбки или хомячки, у кого-то коты или собаки,
а у кого-то свинки и коровки. Этим людям нравится заботиться о них, наблюдать за их повадками. Домашние животные – лучшие антидепрессанты! Наукой доказано, что они чувствуют настроение своих хозяев.
Ребята дистанционно посетили день открытых дверей для учащихся профильных классов аграрной направленности в УО «Гродненский государственный аграрный университет». Программа мероприятия была очень интересной и содержательной. Перед десятиклассниками выступил проректор УО «Гродненский государственный аграрный университет», который рассказал
об истории возникновения и развития университета, факультетах, особенностях учебного процесса, особенностях проживания, достижениях студентов, материально-технической базе учреждения. Исходя из познавательной беседы, ребята узнали много интересного о факультетах учреждения
и специальностях аграрной направленности, что будет способствовать осознанному выбору будущей профессии.
С целью повышения интеллектуального и творческого потенциала учащихся, ориентации
их на получение сельскохозяйственных специальностей, качественной подготовки для продолжения образования в учреждениях образования аграрной направленности в мае 2021 г. были направили материалы для заключения договора о сотрудничестве с Гродненским государственным аграрным университетом.
В 2021/2022 учебном году учащиеся из аграрного класса также посетят ряд сельскохозяйственных предприятий района, где ознакомятся с работой аграриев. Планируется посещение ОАО «Рыбхоз-Волма», УО «Смиловичский государственный аграрный колледж»
на территории своего района, УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», УО «Белорусский государственный аграрный технический университет».
Очень радует, что и родители также заинтересованы в том, чтобы их дети учились в аграрном классе. При общении с руководством школы они активно интересуются, какие баллы нужны,
чтобы поступить в агрокласс, как организовано обучение в нем, куда дети потом могут поступать
и на каких условиях.
Первый выпуск учащихся аграрного класса в нашем учреждении образования состоится в 2022 году. Хочется, чтобы учащиеся сделали осознанный выбор своей будущей профессии и стали студентами учреждений высшего образования сельскохозяйственной направленности и в дальнейшем своим качественным и ответственным трудом содействовали развитию агропромышленного комплекса нашей страны.
раскрыть » / « свернуть