Советы молодым учителям «Как добиться дисциплины на уроке?»
• Планируйте вашу работу и следуйте разработанному плану. Готовьтесь к урокам заранее, так, чтобы ученики были достаточно загружены в течение всего времени занятий. Пусть у вас всегда будут альтернативные планы и материалы.
• Держать класс постоянно начеку. Учеников вызывают не по порядку, а в разбивку. Когда они знают, что их могут вызвать, они более внимательны.
• Отчетность. Вовлеченность учеников в работу класса проверяется вопросами, чтением вслух, проверкой правильности ответов.
• Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Учитель должен подстегивать интерес школьников, их увлеченность и желание участвовать в работе на уроке.
• Не раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение.
• Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты - медленными, голос - тихим.
• Задержите реакцию. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу, некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. "Факт незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю.
• Переведи реакцию. Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой. Этим снижается "замысел" борьбы.
• Постоянная близость. Во время урока учитель ходит по классу. Можно, например, продолжить объяснение, идя по направлению к ученику, который, как Вы заметили, собирается нарушить дисциплину.
• Общение взглядом. Просто посмотреть ученику в глаза, как бы говоря: «Я все видел!» Иногда этого бывает достаточно, чтобы переключить его поведение.
• Косвенное обращение. Учитель хвалит ученика за правильное поведение, которое ожидается от того, кто неправильно себя ведет. Например, Айдос подает реплики с места, а учитель говорит: « Молодец, Миша, что поднимаешь руку!».
• Пауза. Учитель замолкает и ждет, пока ученик не перестает нарушать
дисциплину.
• Управление голосом. Понижение тона, высоты и громкости голоса можно
использовать, чтобы уменьшить уровень шума в классе. Напротив, повышенный
энтузиазм учителя может расшевелить учеников, повысить их интерес.
• Переключение внимания. Когда ученик начинает шалить, учитель задает ему
вопрос по учебному материалу.
• Соблюдать дистанцию в отношениях. Ученикам нужен учитель, а не партнер по
игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает
неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь
в одного из них. Стоит только раз уступить назойливым просьбам отпустить пораньше,
задать поменьше, и т. д., как можно смело ставить крест на своей репутации: класс очень
остро чувствует твою слабину и всегда бьёт именно туда.
• Напоминание о правилах. Простое напоминание о правилах положительно влияет
на поведение. Например: во время самостоятельной работы вести себя тихо.
раскрыть » / « свернуть