План-конспект урока по истории Беларуси в 9 классе - Валевачёвская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

План-конспект урока по истории Беларуси в 9 классе

История Беларуси

9 класс

Урок по теме

Освобождение БССР от германских захватчиков. Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией. Участие БССР в создании ООН

Цэль:проследить ход Белорусской наступательной операции «Багратион» на завершающем этапе Великой Отечественной войны

Задачи:

  • показать возросшее мужество, мастерство и стойкость советских воинов, раскрыть историческое значение Победы над фашизмом на белорусской земле;
  • продолжить формирование умения работать с учебником и историческими документами, исторической картой, анализировать и делать выводы на основании статистических данных, обобщать и делать выводы
  • воспитывать чувство осознанности бесконечности силы духа и воли человека в борьбе за независимость своей Родины, сохранять связь поколений.

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Обеспечение урока:учебное пособие, учебная настенная карта “Белорусская наступательная операция «Багратион» (23 июня — 29 августа 1944 г.)”, презентация.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку

  1. Проверка домашнего задания

Осуществляется при помощи кроссворда в презентации, ученикам задаются вопросы, в конце должно получится ключевое слово урока.

  1. Актуализация знаний и умений учащихся.

Вспоминаем Тегеранскую конференцию, основные вопросы, поставленные на обсуждение в ней, и как они связаны с изучаемым материалом сегодня на уроке.

  1. План изучения нового материала
  2. Предпосылки операции «Багратион»
  3. Основные силы операции
  4. Ход операции «Багратион»
  5. Итоги операции
  6. Примеры подвигов воинов-белорусов на фронтах Великой Отечественной войны.
  7. Вклад белорусского народа в разгром фашизма

 

  • Вопрос. В честь кого операция носит имя «Багратион»? (Русский генерал, главнокомандующий 2-й Западной армией в начале Отчественной войны 1812 год)

Осенью 1943 г. Красная Армия вступила на территорию Беларуси. В результате наступления были освобождены два областных центра: Гомель и Мозырь. В июне 1944 г. началась Белорусская наступательная операция «Багратион».

  • Вопрос. В чём суть операции «Багратион»? (Ее план заключался в следующем. Войска Красной Армии, используя помощь партизан и местных жителей, одновременно переходят в наступление на витебском, оршанском и бобруйском направлениях и мощными ударами прорывают оборону противника. Затем они ликвидируют группировки врага в районах Витебска и Бобруйска и наносят удары на минском направлении с целью окружения и уничтожения войск противника в так называемых «котлах».)

Задание 1.Перечислите с опорой на картосхему названия фронтов, участвовавших в операции «Багратион», и ее этапы.

В операции «Багратион» участвовали четыре фронта: 1-й Прибалтийский фронт, 3-й Белорусский фронт, 2-й Белорусский фронт, 1-й Белорусский фронт.

Формально Белорусская стратегическая операция делится на два этапа.

На первом этапе (23 июня — 4 июля 1944 г.) проведены: Витебско-Оршанская, Могилевская, Бобруйская, Полоцкая и Минская фронтовые наступательные операции.

На втором этапе (5 июля — 29 августа 1944 г.) были проведены: Вильнюсская, Шауляйская, Белостокская, Люблин-Брестская, Каунасская и Осовецкая фронтовые наступательные операции.

Кроме того, принято отдельно рассматривать подготовительный этап (весна — 22 июня 1944 г.). В этот период был проведен третий этап «рельсовой войны».

Учитель добавляет: Вместе с Красной Армией в наступательных боях участвовали солдаты и офицеры 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко, белорусские партизаны и летчики-добровольцы французского истребительного авиаполка «Нормандия — Неман».

Задание 2.Найдите на картосхеме в презентации так называемые «котлы».

 

Витебский укрепрайон, Борисов-Минск-Червень, Бобруйск.

 

3 июля 1944 г. был освобожден Минск.

Задание 3. В экране в презентации появляется картина, что это за картина, какому историческому событию она посвящена, кто её написал, какие чувства у вас вызывает эта картина?

Картина Волкова «3 июля 1944 г.»

Учитель: 16 июля 1944 г. в Минске состоялся партизанский парад, посвященный освобождению столицы. А на следующий день был организован парад в Москве — «парад позора» тех, кто хотел поработить Советскую страну: по улице Горького прошли колонны германских военнопленных, захваченных в ходе боев под Минском.

Появляются два видеоролика и фотографии этих парадов.

Задание 4. С опорой на фотографии сравните два парада. План сравнения составьте самостоятельно. Для чего, по вашему мнению, были проведены эти парады?

6. Проверка понимания изученного  

Работа с компетентностно-ориентированным заданием.

  • Рассмотрите историческую карту и прочитайте отрывок из воспоминаний.
  • Из воспоминаний немецкого генерала К. Типпельскирха:
  • «Между 21 и 23 июня четыре русских фронта начали наступление по обе стороны Витебска на Оршу и Могилев, а также севернее и южнее Бобруйска с целью сокрушить оборону группы армий «Центр»… Собственно, наступлению теперь предшествовал более интенсивный, по сравнению с предыдущими операциями, многочасовой огонь артиллерии на уничтожение, сочетавшийся со столь же необычным по своим масштабам использованием крупных сил авиации…Из-за незначительного количества немецких самолетов – 6-й воздушный флот располагал лишь 40 исправными истребителями – превосходство русских в воздухе было теперь таким же, как и у их западных союзников…»
  • Ответьте на вопросы:
  • 1. О каком событии истории Великой Отечественной войны идет речь?
  • 2. Назовите точные даты события.
  • 3. Какие силы принимали участие в осуществлении данного мероприятия?
  • 4. Какие итоги и значение имело данное событие в истории войны?

Ответы: На карте отражено осуществление Белорусской наступательной операции «Багратион».

23 июня – 29 августа 1944 г.

В проведении операции «Багратион» участвовали армии четырех фронтов: 1-го Белорусского, 2-го Белорусского, 3-го Белорусского, 1-го Прибалтийского, белорусские партизаны, французские летчики авиаполка «Нормандия – Неман», польская дивизия имени Т. Костюшко.

В ходе Белорусской наступательной операции разгромлена группа армий «Центр» и другие группировки противника. Была освобождена территория Беларуси, часть территории Литовской и Латвийской ССР. Успех операции создал благоприятные возможности для наступления красной армии на территорию Польши и Германии.

 

Выступления учеников, с подготовленными сообщениями о подвигах воинов-белорусов на фронтах Великой Отечественной войны.

  1. В составе танкового взвода освобождал Минск уроженец Витебщины Игнатий Петрович Антонов (1922—2015). В Великую Отечественную войну он служил военным фельдшером танкового батальона. Помогал раненым во время Сталинградской битвы, в боях под Прохоровкой и Курском. При освобождении Минска вражеский снаряд попал в его танк. После тяжелого ранения И.П. Антонов вернулся на фронт. За годы войны он спас 128 раненых воинов. В послевоенные годы окончил Минский медицинский институт. Ему первому присвоено звание народного врача Беларуси. Он стал почетным гражданином Минска и Витебска. Главным в его жизни была помощь людям. Международный биографический центр в Кембридже включил И.П. Антонова в список выдающихся людей XX в.
  2. При обороне Ленинграда в августе 1941 г. уроженец Сенненщины наводчик танкового орудия Андрей Усов в одном бою снайперским огнем лично подбил 22 танка противника. Это единственный случай в истории. Тогда же в башню его танка попало более ста вражеских снарядов. А.М. Усов на протяжении Великой Отечественной войны трижды горел в танке и трижды был тяжело ранен. После войны ему было присвоено звание почетного гражданина Ленинграда. Он жил и работал в Толочине на родной Витебщине. В том бою командовал танковым экипажем Зиновий Колобанов. В послевоенное время он служил в Беларуси, а после увольнения из армии жил в Минске и работал на автомобильном заводе. Одна из самых престижных наград в современной компьютерной игре «World of Tanks» называется «медалью Колобанова». Ею награждается тот, кто последним из своей команды остается в живых и одерживает победу в бою против пяти и более танков противника.
  3. В боях за Днепр отличился уроженец Горецкого уезда Григорий Дольников. Во время одного из воздушных боев 20-летний летчик таранил фашистский самолет, но был подбит. Он попал во вражеский плен, где назвался фамилией Соколов. Литературоведы считают, что история, случившаяся с ним в плену, вдохновила советского писателя Михаила Шолохова на создание собирательного образа советского военнопленного Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека». По сюжету комендант лагеря вызвал Соколова к себе, чтобы оказать ему большую честь — расстрелять лично. Комендант предложил Соколову выпить перед смертью стакан шнапса за победу германского оружия, но тот отказался. Тогда ему было приказано выпить за собственную гибель. Герой произведения выпил за свое избавление от мучений, не закусывая. Немец предложил второй стакан. Соколов сказал, что и после второй не закусывает. Тогда комендант налил третий стакан. Выпив его, Соколов решил показать врагам, что, несмотря на голод, не собирается принимать их подачку, потому что у него есть своя гордость. Удивленный таким поведением советского военнопленного, комендант признал его храбрым русским солдатом, которого он уважает как достойного противника и расстреливать не будет. «Настоящему» Соколову — Г. Дольникову — с третьей попытки удалось сбежать из плена, после чего он продолжал воевать с врагом.
  4. За восемь месяцев З. Туснолобова-Марченко вынесла с поля боя 123 раненых. Чудом оставшись в живых после ранения и обморожения, она перенесла восемь операций, потеряла руки и ноги. Для Зинаиды наступило самое тяжелое испытание: научиться жить в том состоянии, в котором она оказалась. Из госпиталя Зинаида отправила написанное медсестрой под ее диктовку письмо к любимому. На фотографии внизу вы можете увидеть этот треугольник (так называли фронтовые письма, потому что их складывали таким образом, что получался треугольник) и прочитать его. Будущий муж написал в ответ Зинаиде: «Милая моя малышка! Родная моя страдалица! Никакие несчастья и беды не смогут нас разлучить. Нет такого горя, нет таких мук, какие бы вынудили забыть тебя, моя любимая». Эти строки придали девушке сил для дальнейшего лечения и протезирования. Вся ее жизнь стала подвигом, она снова научилась ходить и писать, родила детей. Ей было присвоено звание Героя Советского Союза. В знак признания исключительных профессиональных качеств, проявленных при оказании помощи раненым и больным, Международный комитет Красного Креста присудил ей высшую награду — медаль им. Флоренс Найтингейл.

7. Закрепление изученного

Вопросы.  Почему 3 июля празднуется в Республике Беларусь как День Независимости?

О чем свидетельствовало принятие БССР в состав стран-основательниц ООН?

Итоги операции «Багратион»?

8. Физкультминутка

9. Информация о домашнем задании

Вопросы на с. 90

Подготовьте сообщение на тему «Участие БССР в создании ООН: признание международным сообществом заслуг и потерь белорусского народа в борьбе с нацизмом» и презентуйте его на уроке обобщения по разделу III.

10. Подведение итогов. Рефлексия

9 мая 1945 г. стало Днем победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этот день отмечается в Республике Беларусь как государственный праздник. Белорусы проявили патриотизм, мужество и самопожертвование. 449 уроженцев Беларуси удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а 73 стали полными кавалерами ордена Славы. Эта победа досталась народам Советского Союза дорогой ценой. Погибло более 27 млн советских людей. Только на территории Беларуси захватчики расстреляли, замучили, повесили, сожгли заживо, уничтожили в газовых камерах более 2,2 млн человек. По уточненным данным, людские потери Беларуси составили не менее 2,8—3 млн человек, т. е. погиб каждый третий белорус. Нужно всегда помнить о тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за свободу и независимость нашей страны.